Защита прав потребителей (часть 2)

В предыдущей статье мы разобрались в тонкостях и особенностях, которые следует учитывать при обращении с претензией о некачественном товаре. Теперь я хочу рассказать о нюансах, которые следует учитывать в случае возникновения конфликтных ситуаций с продавцом/изготовителем на дальнейших стадиях ваших с ним правоотношений. В первую очередь, хочу предостеречь о возможности наступления  негативных последствий в случае предъявления необоснованных претензий к продавцу.


Не пытайтесь злоупотреблять правом!

Обращаясь к продавцу (изготовителю, исполнителю) с претензией о качестве приобретённого товара (выполненной работы, оказанной услуги) и руководствуясь штампом «потребитель всегда прав», такой потребитель несёт риск гражданской ответственности. Ведь если эксперты установят, что недостатки товара возникли по вине потребителя – в результате нарушений условий эксплуатации или по другим причинам, не связанным с производственным браком, все расходы по проведению этой экспертизы впоследствии будут возложены на потребителя.


Устранение недостатков своими силами или с привлечением третьих лиц

Как показывает практика, многие продавцы стараются избежать расходов по замене/ремонту товара ненадлежащего качества, однако это так же не должно ставить Вас в тупик, поскольку Закон о защите прав потребителей предусматривает возможность потребителю силами третьих лиц устранить недостатки товара. При этом расходы на такое устранение недостатков и другие убытки, которые несёт потребитель, подлежат взысканию с продавца/изготовителя. Однако и здесь существуют свои тонкости, о которых необходимо знать.

Прежде всего, надо учитывать, что размер подлежащих взысканию расходов на устранение недостатков товара и прочих убытков необходимо будет обосновать и предоставить суду не только доказательства несения таких расходов, но и доказательства наличия неисправности приобретенного товара.

Проще говоря, прежде чем обратиться в стороннюю организацию за устранением недостатков товара, потребитель, прежде всего, должен предпринять меры, направленные на устранение недостатков продавцом/изготовителем: направить претензию с соответствующими требованиями (причём копия претензии с отметкой продавца о получении или почтовая квитанция, подтверждающая отправку претензии должны у Вас сохраниться).

В случае отказа в удовлетворении требований, изложенных в претензии, либо их игнорировании со стороны продавца/изготовителя, Вы вправе обратиться к услугам третьих лиц для устранения выявленных недостатков. При этом желательно выбрать организацию или индивидуального предпринимателя соответствующего уровня.

Так, например, если речь идёт о недостатке в мобильном телефоне, следует выбрать организацию, авторизованную производителем этого телефона. Экономить на выборе организации не рекомендую, поскольку официально действующие сервисные центры (другие ремонтные/строительные, и т.д. организации) всегда предоставят вам необходимые для последующего судебного спора документы.

Совершенно не лишним будет предварительно провести диагностику товара с составлением соответствующего акта, в котором будут отражены выявленные недостатки и причины их проявления. Как правило, это отдельная процедура и производится за отдельную же плату, но эти расходы связаны с устранением недостатков товара и подлежат взысканию с продавца.

Произведённые работы по устранению недостатков товара так же должны быть отражены в соответствующих документах: наряд-заказ, сметный расчет, акт выполненных работ, и др., а оплата стоимости их выполнения должна быть подтверждена чеками (квитанциями, иными платёжными документами).

Следите за продолжением моих публикаций!